сб, 19 октября, 18:23
+14°C
В Жуковском
Следи за жизнью в городе

Как выбрать школу

©  сайт Министерства образования Московской области

Запись в школы стартует в Подмосковье 1 февраля. Как не ошибиться в выборе учебного заведения, РИАМО рассказали родители и психологи.

Как выбрать детский лагерь в Подмосковье>>

Удаленность от дома

©  Вячеслав Нестеров

Часто выбор падает на ближайшую к дому школу, чтобы ребенок мог самостоятельно ходить на занятия, минуя общественный транспорт. Комплектование школ в столице и области происходит также по территориальному признаку – первоочередное право зачисления у тех, кто живет (прописан) рядом.

Однако не всегда ближайшая школа устраивает родителей, и начинаются поиски «той самой», пусть и в часе езды от дома.

По мнению психолога Софьи Шокотько, для маленького ребенка школа должна быть близко – на дорогу должно уходить не больше получаса: длинная дорога увеличит и так непривычную нагрузку.

Гештальт-терапевт Виктория Чал-Борю допускает и более длительную дорогу, если она не причиняет неудобств.  «Если дорога для родителя и ребенка приятна, если они не устают, то почему бы и нет», - отмечает специалист.

Родители школьников подтверждают мнение специалистов. Как рассказала мама школьницы, из-за переезда им пришлось сменить московскую школу на подмосковную.

«На Рязанском проспекте, где мы жили, многие возили детей в школы в соседних районах. У нас район пролетарский – много неблагополучных семей, школа очень старая и плохо оснащенная, кружков мало. Поэтому для своего ребенка я выбрала школу в центре Москвы. Сначала это было удобно – по дороге на работу ребенка отвозил на машине папа, из школы по пути с работы забирала я. После переезда в Подмосковье мы решили до конца младших классов не переводить дочь в другую школу. Но дорога теперь занимает более часа, и это очень сильно выматывает ребенка», - говорит мама ученицы.

Классный руководитель

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Если родителям важны дорога и контингент, то первоклашке, в первую очередь, нужен учитель, который станет ему по сути второй мамой.

Мама 10-летней московской школьницы Анастасия рекомендует «ловить» у школы родителей и учеников 4-х классов и расспрашивать их об учителях.

«В этом возрасте главное – контакт, и чтобы учитель ребенку подошел, а не регалии учебного заведения», - отмечает мама школьницы.

В свою очередь, мама 10-летней Виктории из центра Москвы рассказала, что не всегда репутация учителя гарантирует хорошие условия обучения.

«Весь район знал, что в этом году берет первоклашек Анна Васильевна, отзывы о ней были самые прекрасные – молодая, энергичная, учитель нового поколения. Мы без сомнения отдали ребенка к ней в класс. Однако позже учителя повысили – она стала завучем, при этом была классным руководителем в младшей школе. В итоге она разрывается между школьной администрацией и свои классом, у нас нет никакой внеклассной жизни, никаких музеев с театрами, никакого личного общения с учителем, мы этого не ожидали», - поделилась мама.

Психолог Софья Шокотько отмечает, что самое важное в начальной школе – совпадение ценностей родителей и учителя. Поэтому на советы знакомых при выборе лучше не опираться – у всех свои критерии.

Гештальт-терапевт Виктория Чал-Борю советует прежде всего оценить индивидуальность своего ребенка и понять, что важно именно ему.

«Одному ребенку от педагога нужны мягкость и теплота, другому – авторитет, рамки и ясные цели. Опираясь на это, можно перебирать варианты, не боясь их менять», - отмечает эксперт.

Рейтинги школ

© РИАМО в Мытищах, Юлия Алабина

Опрошенные РИАМО родители и психологи критически относятся к рейтингам школ, так как, по их мнению, эта информация более актуальна для средней и старшей школы, а не для первоклассников.

«Зачем 7-летнему ребенку крутая рейтинговая школа? Намного важнее внимание учителя, чтобы ему было психологически комфортно, чтобы было интересно учиться. К тому же, все известные школы вряд ли находятся рядом с домом, а значит, будет дополнительный стресс от дороги. Нам это все ни к чему», - считает мама школьника Антона из ЮЗАО Москвы.

Однако многие родители склонны доверять рейтингам и выбирать школу раз и навсегда, однако это не всегда верно. Интернет пестрит всевозможными рейтингами лучших школ Москвы и Подмосковья.

Официальный рейтинг школ Москвы публикуется на сайте столичного департамента образования. Родители также рекомендуют посмотреть отзывы и рейтинги на сайте 7ya.ru.Ежегодно публикуются рейтинги лучших школ России, куда попадают школы московского региона.

Методики обучения

Некоторые родители будущих первоклассников стремятся отдать ребенка в школу, где практикуется определенная педагогическая методика: вальдорфская школа, «жоховские классы», домашнее обучение и другие.

Однако эксперты рекомендуют хорошо подумать, прежде чем сделать выбор в пользу альтернативных систем обучения.

«Если родители склонны к экспериментам, если это совпадает с их жизненными установками, то можно попробовать. Однако нужно быть уверенным в этой системе, чтобы в дальнейшем не было разочарования. Если методика себя не оправдает, то ребенку придется адаптироваться к стандартной школе, и могут возникнуть сложности», - предупреждает психолог Софья Шокотько.

Мама первоклассника Кирилла из подмосковного Королева рассказала, что была воодушевлена системой преподавания по методике заслуженного учителя России Владимира Жохова. Так, создатели системы обещают, что уже в первом классе дети будут знать таблицу умножения и бегло читать, а домашние задания воспринимать как награду. К тому же, в жоховских классах необязательно сидеть за партой, а материал подается при помощи мультимедийных технологий.

«В этой системе меня привлекло прежде всего то, что она учитывает особенности каждого ребенка. Тогда как обычная система, как мне кажется, эту уникальность совсем не учитывает», - поделилась мама.

Она внимательно изучила суть методики и записалась сразу в два жоховских класса, которые открывались в новом учебном году недалеко от ее дома. Родители посетили собрания перед началом учебного года.

«Первый вариант отпал сразу, так как жоховский класс открывался в арендованном помещении, а я хотела, чтобы класс был на базе обычной школы», - отметила Ольга. Но и от второго класса пришлось отказаться.

В жоховской системе есть правило – аттестованный учитель каждую неделю проходит собеседование по скайпу и получает задания. Если он не проходит собеседование, или есть хотя бы одна жалоба от родителей, класс остается без учителя», - объяснила Ольга.

К тому же, обучение требовало дополнительных финансовых вложений – родители должны были сдать деньги на оборудование класса для работы по системе Жохова (в среднем 5-10 тысяч рублей с человека) и ежемесячно платить за обучение (10-15 тысяч рублей). В итоге ребенок Ольги пошел в первый класс обычной гимназии с очень хорошими отзывами родителей.

Психолог Алла Белевич рассказала, что у ее ребенка был неудачный опыт с экспериментальной методикой обучения. В целом, специалисты сходятся во мнении, что предварительно необходимо подробно изучить данную систему преподавания, желательно у самих разработчиков или экспертов в этой области, побывать в самой школе, оценить атмосферу.

Дина Жильцова

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Другие СМИ