вт, 19 ноября, 00:35
+1°C
В Жуковском
Следи за жизнью в городе

Жуковский: город летчиков, ученых и неформалов

© Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

Подмосковный Жуковский известен не только на всю Россию, но и на весь мир – это колыбель авиастроения и площадка популярного фестиваля МАКС. Когда-то город  был секретным и даже не обозначался на картах, да и до сих пор о нем ходят легенды. Жуковский считается не только городом авиаторов и научной интеллигенции, но и неформалов и рок-музыки. Корреспондент "РИАМО в Подмосковье" посетил наукоград и узнал, где в Жуковском потренироваться на авиатренажере и примерить летный шлем, в какие неформальные кафе стоит зайти и как называется местная рок-премия, почему местные не ходят на МАКС и как шутят студенты.

Колыбель самолетостроения вместо "города-сада"

© Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

В 1910-х годах на месте будущего наукограда управляющий Московско-Казанской железной дорогой Николай Карлович фон Мекк планировал построить крупный узел железной дороги и новаторский город-сад для рабочих, однако из-за войны и революции этот проект не был реализован. О тех временах напоминает здание театра "Стрела", где раньше располагалась больница.

Жизнь здесь буквально закипела в ноябре 1935 года, когда по инициативе профессора Николая Егоровича Жуковского был заложен первый камень в фундамент Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), рядом с ним построили бараки для сотрудников предприятия – сейчас на их месте улица Чкалова. Новый поселок получил название Стаханово.

В стенах ЦАГИ писалась история советской авиации: здесь работали Андрей Николаевич Туполев, Павел Осипович Сухой, Владимир Михайлович Мясищев  и многие другие великие конструкторы. Во время Великой Отечественной войны на аэродроме института базировалась авиация дальнего действия и испытывались новые модели авиатехники.

Дома с обратной нумерацией

Статус города и новое название – Жуковский – поселок получил 23 апреля 1947 года. При этом День города празднуется в третье воскресенье августа, в День воздушного флота России.

От деревянных бараков не осталось и следа – их заменили каменные дома. К строительству старой части города привлекали пленных немцев, и с этим связывают необычную нумерацию подъездов. В отдельных домах она идет не слева направо, как принято по всей России, а справа налево. Видимо, тогда на это не обратили внимания, но сегодня при вызове такси может случиться путаница.

Также сохранилось несколько построенных пленными домов с печным отоплением. Жуковчане говорят, что иногда можно увидеть вылетающую с чердака такого дома летучую мышь.

Взлетная полоса для инопланетян

© РИАМО, Анастасия Осипова

В Жуковском собраны все предприятия, которые нужны для создания самолета – от расчетов и чертежей до тестирования готовой модели. Одно из них - Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ). Основная взлетно-посадочная полоса института - самая длинная в Европе, она растянулась на 5,4 километра. При строительстве даже пришлось "передвинуть" несколько домов в соседнем селе Новорождествено. Взлетную полосу ЛИИ видно даже из космоса, и сами летчики шутят, что если на Землю прилетят инопланетяне, они приземлятся именно в Жуковском.

Примеряем летные шлемы

©  Вера Железняк

Чтобы узнать подробнее о становлении города и прикоснуться к истории самолетостроения, стоит посетить Жуковский музей покорения неба. Вам покажут фильм и предметы быта жуковчан, предложат "выстучать" свое имя морзянкой и продемонстрируют, как работает единственная в Европе вертикальная аэродинамическая труба, построенная в ЦАГИ.

Второй зал — интерактивный, в нем можно сесть в катапультное кресло и кресло пилота, оказаться в кабине самолета, сфотографироваться в летных шлемах, фуражках и прочих атрибутах.  В конце экскурсии предлагается поупражняться в управлении самолетом и сражениях с врагами на специальном тренажере. Стоит это развлечение 40 рублей в час.

Городской "тотем"

© РИАМО, Татьяна Коробейник

Особое значение для города имеют лес и парки. Цаговский лес, против вырубки которого в 2012 году прошла волна митингов, это, по словам жительницы Виктории Бабакиной, практически "тотем" Жуковского, для горожан он очень важен. Цаговский лес, с одной стороны, переходит в Треугольный (назван по форме лесного массива). Между ними "вклинился" парк культуры и отдыха. Здесь можно покататься на 24 аттракционах, посидеть в кафе, а в праздники устраиваются концерты на открытой сцене. Горожане вспоминают, что раньше площадь парка была больше, в нем помещалась даже модель самолета.

Детская железная дорога

© pixabay.com, Pexels

Первая достопримечательность, которая встречает гостей Жуковского, приехавших на электричке (выходить на станции Отдых) – это платформа Юность Детской железной дороги. Все сотрудники этого аттракциона, от машиниста до проводника – школьники, которые проходят здесь обучение. Дорога работает с конца мая по конец августа, с четверга по воскресенье. Поезда отправляются от Юности до станции Пионерская, расположенной в районе поселка Кратово, время в пути — примерно полчаса.

Выйдя на конечной остановке, вы окажетесь на берегу Кратовского озера. Здесь всегда много новобрачных, прикрепляющих замочки на дерево влюбленных и просто фотографирующихся на мраморном мосту.

По следам байкеров и рокеров

© РИАМО в Подольске, Леонид Галин

Особое место в неформальной жизни Жуковского занимают площадь Ленина и улица Маяковского. По словам жителей города, раньше бульвар, идущий от памятника Н. Е. Жуковскому, находился в плачевном состоянии: неровная плитка, мало скамеек, да и те, что есть, зачастую сломаны. Возможно, именно за неопрятный вид это место назвали "Бродом". На "Брод" приходили люди с гитарами и другими музыкальными инструментами, здесь собирались неформальные группы по интересам. Сегодня улица Маяковского отремонтирована и облагорожена, а "Брод" переместился в один из дворов.

Не менее интересное место – набережная Циолковского. По сути это вовсе не набережная, а просто улица. Дело в том, что по задумке строителей города, здесь должно было быть озеро, и улице заранее дали "водное" имя. Но эти планы не осуществились. Зато на пустыре традиционно встречались байкеры, поклонники тяжелой музыки, а также ролевики и члены клубов исторической реконструкции.

Неформальную молодежь нередко можно встретить на улицах города. В этом смысле Жуковский может считаться крупным центром свободного творчества, музыки, мини-фестивалей и т. д. О мероприятиях проще всего узнать в социальных сетях, в том числе в группах байкеров, местного рок-клуба и музыкального сообщества металлистов.

Ближайшее традиционное музыкальное мероприятие — ежегодная музыкальная премия Zhuk RockMusic Awards . Она была основана четыре года назад и объединяет довольно разношерстную музыкальную тусовку Жуковского. Местом проведения в последние годы был развлекательный клуб "Экватор".

Необычные кафе

© РИАМО, Анастасия Осипова

Желающие плотно поесть или просто выпить чашечку кофе найдут в городе множество кофеен, баров и ресторанов. Есть и несколько «исторических» мест, о которых жители рассказывают интересные истории. Так, организатор жуковского рок-клуба Иван Родин советует побывать в баре "Гренки". Он разместился в бывшем предбаннике бомбоубежища и знаменит, во-первых, своим колоритным директором, который и в немолодом возрасте носит длинные волосы и остается металлистом по духу. Также здесь проходят музыкальные концерты, например, в прошлом году шумно отмечался день рождения мотосообщества Road Brothers, а недавно играла группа "Коррозия металла".

Одним из самых старых кафе города считается "Глиссада", которая открылась еще в 1995 году и считалась самым "авиационным" по стилю заведением города, правда, после пожара дизайн изменился.

Местная жительница Виктория Бабакина советует побывать в кафе "Хоббит" на ул. Маяковского, 5. В этом помещении когда-то был музыкальный магазин, потом — книжно-музыкальный, где продавалось много фэнтези, а после ремонта появилось заведение в модном формате антикафе, в котором можно и посмотреть кино, и почитать, и поиграть в настольные игры.

Авиасалон смотрят из огорода

© Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

Каждые два года в конце августа на аэродроме ЛИИ проходит популярное зрелищное событие - международный авиакосмический салон (МАКС). На самом аэродроме выставлена действующая авиатехника, а в павильонах посетители могут увидеть макеты последних достижений авиапромышленности, посмотреть научные фильмы и узнать последние новости индустрии. Самым ярким моментом салона является грандиозное авиашоу. В 2013 году МАКС отметит десятилетний юбилей.

Жуковчанам к шуму самолетов не привыкать, ведь многие из них работают в авиапромышленности, да и наличие рядом аэродромов накладывает свой отпечаток. Они говорят, что билеты на МАКС уже не покупают — не потому, что неинтересно, а просто воздушные выступления видны с их огородов и даже из окон квартир.

Легенды и шутки Жуковского

©  Александр Кожохин

В городе есть свои легенды и шутки. Так, рядом с Жуковским авиационным техникумом им. В. А. Казакова стоит памятник Ленину, который обычно белый, но периодически становится цветным. Его вновь перекрашивают в традиционный цвет, но неизвестные маляры тоже не дремлют.

Еще одна студенческая шутка связана с физико-техническим институтом. В день окончания альма-матер выпускники МФТИ вешают на памятник самолету МИГ-21 (ул. Гагарина, 10) собственноручно сделанный пропеллер. Как им удается проделать эту манипуляцию на немаленькой высоте — загадка, однако каждый год новый выпуск вновь и вновь отмечается своим пропеллером.

Еще одна городская легенда будоражит воображение многих жителей. Говорят, что во время строительства города под ним создали целую сеть подземных ходов, лабораторий и чуть ли не второй Жуковский с развитой инфраструктурой, для того чтобы в случае опасности туда можно было эвакуировать весь наукоград. Местные диггеры излазили все возможные трубы, другие любопытные старались найти подтверждение в печатных источниках — но загадка так и осталась загадкой, и слухи пока не получили доказательств.

Светлана Кондратьева

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Другие СМИ